Прежде чем перейти к конкретным технологиям
повышения качества работы продавцов в Ваших магазинах, хочу поделиться
несколькими принципами успеха, без которых, к сожалению, использование всех
техник будет менее эффективно, а порой и неэффективно вовсе. Так что, прежде
чем читать дальше и применять технологии, проверьте себя, ответив на следующие
вопросы:
- Довольны ли Вы сами и , конечно, Ваши клиенты качеством продуктов и услуг, которые Вы представляете на рынке? Вы можете сказать, что гордитесь Вашими продуктами и услугами? Любите и сами с удовольствием пользуетесь (при необходимости) ими?
- А что Вы скажете о философии компании и ключевых принципах, которые отражены в продуктах, оформлении магазина, трансляции клиентам? Вы разделяете эти принципы? Они Вам близки? Есть в них что-то особенное, цепляющее?
- А теперь заглянем в отдел персонала-лицо компании, которое видят и слышат Ваши будущие сотрудники в первую очередь. Они (hr-специалисты, тренеры) вдохновлены продуктами? Они готовы с упоением рассказывать о своей любви компании, продуктам и услугам?
- Кстати, а насколько единые правила и принципы транслуриют ваши отделы – маркетинг, розница и персонал? Работают ли они в одной «связке»? Или как в прекрасной басне Крылова, они как лебедь, рак и щука тянут в разные стороны от чего у продавцов и менеджеров магазина кружится голова и создается внутреннее ощущение никак не собираемого паззла? Итак, налажены ли эффективные коммуникации между отделами?
Если Вы ответили нет, начните прежде всего с устранения перечисленных выше пунктов, а потом возвращайтесь к блогу и предлагаемым в дальнейшим технологиям и впитывайте
каждый принцип и каждый алгоритм, именно в тот момент материал станет для Вас
максимально эффективным.
Вы можете бесконечно долго улучшать сервис, работать с
продавцами, но если качество Ваших продуктов или услуг низкое, то один недовольный клиент, столкнувшись с
проблемой, расскажет минимум 7 знакомым и по цепочке эта весть распространиться
очень быстро. В результате Вы лишитесь одного из Важных показателей успешного
развития розницы – траффика. Просто никто не захочет к Вам приходить… Я думаю,
что этот момент очевиден и дольше останавливаться на нем не имеет смысла.
С качеством понятно, но причем здесь философия и ключевые
принципы компании? Вы знаете, до работы в L’Occitane
я тоже не придавала философии особого значения, просто потому, что не работала
в компаниях, которые меня по-настоящему «цепляли», за душу брали – как бы
сказал русский человек. А теперь, когда есть с чем сравнить, я понимаю, что при
выборе партнера – компании, с которой я буду работать далее, Важным моментом
будет для меня философия – что компания несет в мир, и насколько эти принципы
гармонируют с моими принципами жизни. Почему? Во-первых, если задуматься, то
большую часть жизни каждый из нас проводит на работе. И если работа совпадает с
тем, что мы сами хотим нести в мир, то работается и дольше, и с большим
удовольствием. Во-вторых, философия объединяет, формирует приверженность к
компании у продавцов, определяет пул постоянных клиентов, философия является
одним из принципов влияния на внутреннюю (персонал) и внешнюю (клиенты,
партнеры) аудиторию компании.
Философия марки L’Oссitane отражена
в трех принципах: подлинность, чувственность, уважение. Подлинность
подразумевает привнесение в мир традиций Франции, Прованса, использование
традиционных ингредиентов этого региона с своими историями и ценными свойствами. Чувственность отражает
ключевой принцип «art de vivre»
французов – «искусство жить», когда
получаешь удовольствие от каждого момента, от каждого звука, вкуса, картинки. И
каждый продукт марки, атмосфера салона полностью отражает принцип
чувственности. Уважение выражено в
сотрудничестве с фондами – слепых и слабовидящих людей, природы – воссоздание
экосистем, выращивание ингредиентов на собственных плантациях и уважение к
животным продукты не тестируются на животных и не используются ингредиенты
животного происхождения.
В течение года продавцы компании проходят обязательную
проверку знаний продуктов и навыков продаж. В рамках проверки они получают
анкету с вопросами о причинах их работы в компании, выбора компании. Вопросы
построены завуалировано, чтобы продавец не давал социально-желаемый ответ (все
сделано для минимизации таких случаев). Так вот, в 2012 году из 452 анкет в 320
был ответ «Я работаю в компании, потому что в продуктах используются экологически-чистые
ингредиенты, компания участвует в благотворительным проектах, предоставляет качественные
продукты». Кстати, данные результаты позволяют нам правильно выбирать будущих
успешных продавцов еще на стадии проведения собеседования. Если кандидату
близка тема экологии, здорового образа жизни, правильного питания – то с
высокой долей вероятности, этот продавец станет успешным и проработает в компании долго.
Следующий пункт неразрывно связан с предыдущим. Внутренняя
любовь к компании, продуктам всегда должна присутствовать у бизнес-тренеров
марки. Именно они являются примером для продавцов,именно они создают атмосферу
и вдохновение всех новых сотрудников, приходящих в компанию. И если у тренеров , как бы не патетически
это звучало, горит огонь любви к продуктам и услугам компании, к самой компании
в целом, то с такой же любовью – легко и в удовольствие они будут заряжать этим
огнем продавцов и случае сложных ситуаций, когда не удается реализовать
изменения поведения продавца, в ход идет харизма, под которой здесь я понимаю,
искреннюю любовь тренера и желание, чтобы каждый клиент магазина получил
должное обслуживание и купил продукт. Т.к. тренер любит продукты и гордиться
ими.
Мой приятель, бизнесмен, владелец сети кафе, искренне
удивился и восхитился такой позицией, у него мало веры, что такие люди есть. А
если у владельца компании мало веры, то, конечно, такие люди и не придут к
нему. Будьте уверены, и люди появятся, ищите, и Вы найдете. Как руководитель
отдела обучения и развития, могу сказать, что один из ключевых критериев выбора
тренера в отдел – это разделение принципов философии компании (это может быть
совпадение по любви к Франции, заботе об экологии, здоровому образу жизни и
т.д.).
И еще один важный шаг навстречу успешному развитию
сети. Эффективное, тесное взаимодействие
отделов маркетинга, розницы и персонала.
Поделюсь примерами того, как отсутствие данного взаимодействия мешает
росту продаж и создает демотивацию сотрудников. В период новогодних продаж
2011, розница поставила задачу отделу обучения, сформировать навыки продаж
продавцов в высокий сезон. Вкратце, высокий сезон требует умений продавцов
работать с несколькими клиентами одновременно, работать с группой клиентов,
способствовать быстрому выбору подарков и т.д. (более подробно о техниках
продаж в сезон будет рассказано в одной из последующих статей). Тренеры
разработали алгоритмы продаж, подготовили тренинги, провели 15 тренингов в
магазинах и после этого оказалось, что маркетинг будет предлагать другие акции в новогодние продажи – т.е. не те, на которых
были построены алгоритмы продаж у тренеров. В итоге – продавцы эффективнее
предлагали то, чему научили тренеры, маркетинг ругался на продавцов и требовал,
чтобы они продавали другое, в итоге у продавцов возникало непонимание и
раздражение от разной информации, получаемой от отделов, это сказывалось на
результатах продаж, эффективность тренингов была снижена из-за
несогласованности с отделом маркетинга.. Этот опыт помог наладить максимально
тесную связь с отделами и в настоящее время, каждый руководитель отдела
поддерживается одной общей стратегии, своевременно информирует другие отделы об
изменениях и проекты по развитию сети формируются только при участии представителей всех заявленных отделов.
Дорогие мои читатели – Вы мне и вправду уже очень дороги –
потому что если Вы создаете качественный продукт или услугу и искренне
заинтересованы в развитии своей сети, я с удовольствием Вам помогу ,т.к. мне
очень важно, чтобы клиенты выбирали именно Вас и получали радость,
удовольствие, эффективный результат от использования Вашего продукта или
услуги, и тогда представителей с некачественными продуктами и услугами станет
меньше.
Этот блог поможет Вам повысить уровень продаж и качество
сервиса в Ваших магазинах, кафе, салонах красоты и сделать Ваших продавцов настоящими
экспертами-влюбленными в то, что они делают.
Желаю Вам насладиться каждой статьей и взять
максимум полезной информации и техник, которые Вы сможете использовать в своей
практике.
С уважением, Сумина Елена
Комментариев нет:
Отправить комментарий